Интересное на сайте

«Любое воспитание приносит вред». Так ли это?
Оказалось, что это вопрос из вопросов. Для кого-то он вообще не стоит, а кто-то и вовсе считает, что воспитывать ребёнка не надо, это вредно.

Беременные перемены
Многие беременные оказываются совершенно не готовыми к тем изменениям, которые с ними происходят.

Эмоциональный Интеллект
Стрессы оставляют отпечаток не только на нашей психике, но и на телесном здоровье. Знания про наши эмоции помогут выработать эффективные механизмы защиты и стрессоустойчивость.

Поиск на сайте

Формирование НЕзависимости у ребёнка и завершение кормления грудью

formirovanie nezavisimostiЯ не буду употреблять фразу «отлучение от груди». Я расскажу про самопроизвольное завершение кормления грудью, когда ребёнок, по мере взросления, отходит от груди и от мамы сам, потому что его потребности своевременно были удовлетворены. Путь этот долгий, он состоит из определенных этапов развития и поведения ребёнка, и начинается с момента рождения... У ребёнка есть врождённые механизмы формирования независимости, связанные с генетическими ожиданиями и правильным поведением матери. Какие формы материнского поведения, и какие события способствуют развитию цельного и самодостаточного существа?

Стадия абсолютной зависимости и первые претензии на независимость

Новорождённый ребёнок полностью зависим от мамы, её действий и поступков по отношению к нему. Без мамы он тревожно спит, а безмятежный сон возможен только на руках у матери, или рядом с ней, в её биополе. Ребёнок, спящий на руках у мамы, и иногда посасывающий грудь, не нуждается в полной тишине и отсутствии движений. Напротив, он спокойно спит, пока мама двигается с ним по квартире, садится поговорить по телефону или попить чай. Всё это с активной сменой поз, и используя различные бытовые шумы. Если же для этих дел мама пытается ребёнка положить в кроватку и чем-то заняться, то ребёнок просыпается через несколько минут, и просится обратно на руки, либо начинает спать очень долго, просыпая кормления. Часто мамы, откладывая ребёнка в отдельную кровать, и спуская с рук сразу после кормления, стараются таким образом не приучить ребёнка к рукам, и надеются вырастить самостоятельного, независимого человека. «У него должно быть своё место» — подсказывают бабушки...

Современные специалисты по перинатальному воспитанию рекомендуют брать на руки ребёнка сразу, как он попросится. Однако, мнение, что ребёнка надо брать на руки, сразу как он попросится, принципиально неверно, так как изначально подразумевается, что ребёнок лежит отдельно от матери. На самом деле, ребёнок ожидает постоянного пребывания на руках у матери, и ждёт, что она будет его откладывать по его требованию.

То есть мы снимаем ребёнка с рук, как только он попросится, а не берём ребёнка на руки, как только он попросится. Таким образом, мы удовлетворяем первую претензию ребёнка на независимость.

Обычно это происходит через 1,5–2 месяца после рождения. До этого времени ребёнок нуждается в постоянном пребывании на руках у взрослого или рядом со взрослым, ощущая его присутствие и тепло в буквальном смысле слова.

Потребность в абсолютной зависимости сохраняется до момента активного ползания и введения полноценного прикорма. До тех пор, пока малыш не может передвигаться сам, он должен передвигаться «на взрослом», и осваивать мир с высоты человеческого роста — глядя сверху вниз, а не снизу вверх, как это происходит лежа в кроватке, и рассматривая подвешенные над ним игрушки. Когда окружающий мир разнообразен и интересен, и мама является неотъемлемой частью этого мира, потребность быть более независимым и осваивать мир самостоятельно растёт, без навязывания извне. Ребёнок периодически «просится» с рук для своих нужд, проводит некоторое время один, но на небольшом расстоянии от мамы, а после сосания груди на сон, способен спокойно поспать днем без мамы, но пока всё ещё в маминой постели.

Стадия полной зависимости и оптимальная опека

С того момента как пополз, ребёнок ждёт от родителей оптимальной опеки. Это важное и необходимое условие для формирования цельного и самодостаточного существа.

Ребёнок не нуждается в помощи, пока он не попросил. Он способен сам передвигаться, но в пределах видимости мамы, т.к. это безопасно. Он может сам пописать, и разбираться с тем, что произвёл. Он изучает закономерности падающей ложки, и мама принимает в этом лишь пассивное участие. Он способен сам просить еду из тарелки мамы, сидя на её колене во время обеда, и маме нет необходимости уговаривать его поесть — он будет просить еду сам. Это его личное решение. При этом сохраняются важные функции мамы — прикладывания к груди на засыпание, просыпание, успокоение, и частично на отправление естественных нужд. Если этого не будет, то спокойствие ребёнка пострадает, и возрастающая тревожность будет препятствовать естественным этапам развития и отделения от мамы.

Т.е мы, с одной стороны, даём возможность ребёнку самостоятельно развиваться и изучать мир, независимо от мамы, и не вмешиваясь в этот процесс, если он безопасен. А с другой стороны, следим за тем, чтобы его жизненно важные нужды были вовремя удовлетворены, предугадывая его потребности заранее, и создавая чувство полной защищенности. Мы не развлекаем ребёнка, мы занимаемся домашними делами, привлекая ребёнка к ним, сначала как наблюдателя, а позже и как участника, формируя помимо независимости ещё и основы трудолюбия.

Социализация — важный этап отделения от матери

До 8–9 месяцев ребёнок выстраивает отношения один на один в паре «мать-ребёнок». Он нуждается в засыпаниях с грудью, запиванием прикорма грудным молоком. Начиная с 9 месяцев и до 3 лет он учится действовать в группе, чтобы в 3 года в эту группу перейти. Раньше он перейти не может, он не знает, по каким законам группа живет. Его задача — просто учиться действовать в группе, с пассивным участием мамы, а то и вовсе без её участия. Испокон века никогда молодая, здоровая женщина не сидела дома с ребёнком старше 9 месяцев. Она уходила по хозяйственным нуждам, а с малышом оставались бабушки, или другие женщины из семьи. Ребёнок на это рассчитан, что он будет учиться жить без мамы, засыпать днём без мамы и без груди, есть со стола еду без мамы. У него происходит резкий скачок в социализации. Он должен выработать отношения с каждым членом семьи и определиться с ролями! Он должен точно понимать, кто какую ступеньку занимает в семейной иерархии, и как с кем в соответствии с этим себя вести. Причем, с мамой ребёнок ведёт себя одним образом, с бабушкой — совершенно по-другому и т.д. Это важное и необходимое условие для развития ребёнка.

Если мама сидит дома с ребёнком, то в большинстве случаев после 1–1,2 года ребёнок начинает очень активно сосать, и отказывается есть прикорм. Программа ожидания, что маме нужно уйти, работает, и малыш сосёт впрок «пока дают», ведь мама вот-вот должна уйти. Исправлением этой ситуации является не отлучение от груди, а выход мамы на работу. К году мамы нет дома по 5–6 часов в день. После года время увеличивается, к 1,5 годам мама уходит на весь рабочий день — 8–9 часов, таким образом, днём ребёнок к груди не прикладывается, засыпает без груди, и проводит время без мамы.

Потребностей у ребёнка в общении с одновозрастными детьми нет. В возрасте до 3-х лет смотрит на другого ребёнка исключительно, как на интересную игрушку, которая шевелится. Они заинтересованы в других детях как исследователи (глазик поковырять). В песочнице всё обучение детей до 3-х лет сводится к тому, что «или мы поменяемся машинками, или я стукну тебя по голове лопаткой». Это общением не является. Общение — это выстраивание взаимоотношений. Они интересуются детьми старше возрастом, ведь у них можно чему-то научиться. В природе группы одновозрастных детей существовать не могут.

От года до трёх постепенно укорачивается продолжительность прикладывания. Если в год, чтобы заснуть, надо 15–20 мин, то в 2 года 5–10 мин, потом ребёнок отворачивается и засыпает без груди.

Переход в отдельную постель

Этот вопрос особенно волнует женщин, которые спят со своими детьми в одной постели. Переходящие из уст в уста рассказы о детях, спящих со своими родителями «до школы», пугают мам, и подавляют инстинктивные желания и удобства, связанные с совместным сном с ребёнком, и кормлением грудью во время сна. Дети, спящие с родителями «до школы», не прошли благополучно стадию зависимости, и не сформированы как независимые личности, поэтому компенсируют недостаток развития сном в одной постели с родителями. Это отклонение от нормы, так же как и ранний переход в отдельную постель, когда ребёнок берёт на себя ответственность за свою безопасность в возрасте, когда он на это пока не способен. Как выглядит переход ребёнка в отдельную постель?

У детей есть очевидная потребность в совместном сне, в течение первых 3–4 лет жизни. Это период формирования нервной системы и головного мозга, особенностью которого является то, что мозг ребёнка продолжает развиваться и ночью, при условии комфортного сна.

У человеческого детёныша сон комфортен только рядом с матерью. Потребность уходит только тогда, когда она закрылась, тогда мы можем говорить о благополучно пройденной стадии зависимости. Эту потребность можно оборвать, тогда она будет закрываться позже за счет партнёра (муж, жена), за которого человек будет цепляться, как за некий гарант, но это не будут нормальные партнёрские отношения. Ребёнок до 3-х лет ночью может видеть кошмарные сны, особенно если были осложнённые роды и послеродовый период. Тогда присутствие рядом мамы для него является спасением, и создаёт ощущение безопасности. На четвёртом году ребёнок перестаёт видеть страшные сны, полностью отличает сон от реальности, и у него появляется первый опыт раздельного сна. Он уходит в свою постель. Но это происходит не за один день. Перед этим переходом у него должны быть навыки сна днём в своей постели, в течение нескольких месяцев. Поэтому, можно организовывать в дневное время сон в отдельной постели уже на третьем году жизни. Причём, переход в отдельную постель на ночь не обязательно будет одновременно с завершением сосания груди. Это может быть чуть раньше или чуть позже. Например, моя дочь, начав спать отдельно в 3,5 года, приходила ко мне под утро пососать грудь ещё пару месяцев...

Ночные сосания сохраняются до 2–3 лет, после чего ребёнок начинает спать всю ночь, не просыпаясь.

Итак, завершение кормления грудью происходит безболезненно для мамы и ребёнка и без специальных мероприятий, если все этапы благополучно пройдены. Последними сохраняются 2 прикладывания — на засыпание на ночь и на просыпание под утро. Обычно это случается после 3–3,5 лет кормления, но не всем хватает терпения дожить до этого «светлого дня»... Я намеренно не упоминаю о меняющемся составе молока, и его пользе на втором, третьем годах кормления, которое, я надеюсь, не подлежит сомнению.

Я говорю о необходимости ребёнка пройти стадию зависимости, чтобы потом стать независимым. Эта зависимость напрямую связана с продолжительностью кормления грудью, совместного сна и удовлетворением генетических ожиданий ребёнка.

Таким образом, к 4-м годам ребёнок способен нести за себя ответственность, и принимать за себя решения вполне осознанно.



Галина Елтонская, научный руководитель Центра «Мамин Дом»


Полезная информация? Скопируйте к себе на страницу. Так вы поможете другим людям получить интересную информацию из надежного источника. Спасибо вам! :)


В офисе Центра «Мамин Дом» проходят курсы лекций
для беременных и мам с детьми.



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить