Интересное на сайте

«Любое воспитание приносит вред». Так ли это?
Оказалось, что это вопрос из вопросов. Для кого-то он вообще не стоит, а кто-то и вовсе считает, что воспитывать ребёнка не надо, это вредно.

Беременные перемены
Многие беременные оказываются совершенно не готовыми к тем изменениям, которые с ними происходят.

Эмоциональный Интеллект
Стрессы оставляют отпечаток не только на нашей психике, но и на телесном здоровье. Знания про наши эмоции помогут выработать эффективные механизмы защиты и стрессоустойчивость.

Поиск на сайте

Мама+грудничок. Навыки общения в паре

mama-plus-malyshОбщение ребёнка первых нескольких лет жизни с внешним миром заключается в общении в паре, а именно, в общении с мамой. Навыки, полученные в этом возрасте, являются основой для дальнейшего формирования личности.
Ребёнок рождается с совершенно определённым набором потребностей, и ожидает от мамы, что она об этом знает. Мама является для ребёнка «центром всей вселенной» и основным источником стимулов для развития всего организма. Самым основным способом общения грудничка с мамой является сосание груди. Мама учит своего ребёнка определённым формам общения на протяжении всего периода грудного вскармливания.

Мама должна контролировать и направлять поведение ребёнка у груди,
и малыш генетически ожидает, что мама точно знает, как это делать.

Что даёт ребёнку сосание груди? Безусловно, питание и питьё, источник витаминов, минеральных веществ, и жизненных сил. Но это не только «акт насыщения». Сосание груди — это своеобразный способ общения с матерью, первый опыт общения в паре «человек-человек», общение с самым близким и родным человеком (а для новорождённого ребёнка пока что единственно знакомым).

Умеет ли новорождённый ребёнок сосать грудь? Нет. Он умеет сосать пальчики, петли пуповины, а грудь он раньше никогда не сосал. Мама должна его этому обучить. Вероятно, такое возможно, только если мама сама владеет определёнными навыками прикладывания ребёнка к груди и руководствуется ими, либо её и ребёнка обучает другая, более опытная мать. Обучившись прикладыванию, мама должна следить за поведением ребёнка под грудью.

Маме необходимо показывать ребёнку пределы его возможностей по обращению с грудью.

Грудь сосать допустимо только в правильном прикладывании. Любые попытки сползти, прикусить сосок или оттянуть его мама не должна поощрять, и тем более не должна терпеть боль при сосании. Большинство детей начинают крутить головкой с грудью во рту, выгибаться, и сползать на сосок, доставляя неприятности маме и себе. Не имея предыдущего опыта сосания груди, ребёнок не знает, какое поведение от него требуется, этому должна обучить его мама. Когда ребёнок делает попытки вертеть головкой с грудью во рту, то головку нужно придерживать, преодолевая сопротивление: открыл рот и выпустил грудь — отпустили голову, держит грудь — держим голову. Эта модель фиксируется в памяти ребёнка, как единственно правильная. Если болезненные ощущения сохраняются на протяжении сосания, или травмирован сосок, значит, ребёнок сосет неправильно, и маме нужно его переучивать. Бывает очень часто безболезненное неправильное сосание, это плохо тем, что мама рано или поздно сталкивается с проблемой, и не знает её причину. Если малыш своей ручкой достает грудь у себя изо рта, можно либо запеленать ему руки, либо взять его ручку в свою и перебирать ему пальчики и ладонь, давая дополнительные стимулы для развития мелкой моторики.

Что значит «кормление по требованию»? Это прикладывания ребёнка к груди, при любых признаках беспокойства и без каких-либо временных ограничений. Что дает это ребёнку? Чувство безопасности, чувство абсолютной защищенности и комфорта, столь необходимые малышу, совсем недавно покинувшему внутриутробный мир, где он был полностью всем обеспечен.

Для полноценного общения с мамой у ребёнка есть врождённая потребность
в частых сосаниях груди, порядка 12-20 и более прикладываний в сутки.

Если мама не знает об этой потребности ребёнка и следует распространённым рекомендациям кормить его через 2-3 часа, а в промежутках даёт ему пустышку и водичку и не кормит ночью, ожидания ребёнка не имеют отклика. Бессловесный малыш рано или поздно вынужден подчиниться действиям матери, это только вопрос времени: ведь мама должна точно знать, что для него правильно! Мама должна знать о том, что кормление по требованию подразумевает требования обоюдные, т.е. требования обеих сторон. Если маме необходимо прикладывание, например, когда переполнена грудь или маме нужно отлучиться из дома, а малыш спит, она имеет полное право приложить его по своему требованию. Детки, кормящиеся по требованию, соответствующему врождённым ожиданиям, обычно не имеют ничего против требований мамы (в отличие от детей, кормящихся по режиму и сосущих пустышку). Мама не должна создавать специальных условий для кормления, например, всегда уходить в другую комнату, выключать свет, кормить только в одной позе и т.д. Часто мамам дают рекомендации при кормлении ни на что не отвлекаться, и сосредоточиться на ребёнке. Для новорождённого ребёнка это может быть актуально, а для ребёнка постарше такие кормления не должны преобладать. Малыш учится подстраиваться под требования и удобства матери — в выборе позы, удобной маме для кормления; места, удобного маме для кормления; груди, необходимой сейчас для кормления.

Мама не должна следовать требованиям своего новорождённого по выбору груди. Совсем крохотный, он не знает, какая грудь ему сейчас нужна, это решает мама. Ведь она точно знает, что если часто менять грудь, то малыш недополучит заднюю порцию молока, богатую жирами и иммуноглобулинами. Ребёнок всего лишь подстраивается под требования своей мамы. Конечно, его требования тоже не остаются без внимания. Если он захочет сосать во время качания, мама возьмёт его на руки, даст грудь и покачает, напевая колыбельную; малыш почувствует, что с миром всё в порядке.

Пока ребёнок не подрос и не стал самостоятельно передвигаться, мама не должна ограничивать продолжительность сосания груди. Будучи абсолютно зависимым от мамы, от любого дискомфорта кроха избавляется сосанием. Пустышку использовать нежелательно, она разрушает взаимоотношения в паре «мама+грудничок», ограничивая возможности общения матери и ребёнка, и формируя у него опыт общения и успокоения с искусственным предметом (заменителем мамы).Единственная ситуация, когда можно дать малышу соску, если мамы нет дома, а он расплакался, и пустышка, возможно, его успокоит. Конечно, маме 2-3-х месячного ребёнка лучше от него надолго не уходить. По мере взросления потребность в продолжительных прикладываниях снижается. Сохраняются минутные прикладывания при бодрствовании, полноценные кормления «вокруг снов» и ночные кормления.

Малыш растёт и меняется, ожидая, что мама покажет ему модель поведения,
которой он должен следовать.

Подрастая, ребёнок проявляет большой интерес к окружающему миру, иногда забывая приложиться к груди. Требования мамы заканчиваются 2-3х секундным сосанием (полным отказом — никогда), а основные кормления смещаются на ночное и подутреннее время и перед дневными снами. Мама, зная об этой возрастной особенности ребёнка, уделяет больше времени домашним делам. Но всё же, не имея опыта находиться без мамы продолжительное время, малыш уже скоро «сигналит» ей, и она берёт его к себе на руки, где он может наблюдать за действиями мамы и набираться опыта. Постепенно умение ждать у ребёнка вырастает вместе с ним. Если мама очень занята, то малыш может подождать немного, пока мама освободится и подойдёт к нему.

После начала знакомства с новой пищей шестимесячного ребёнка, мама постепенно получает возможность выходить из дома без ребёнка на несколько часов, оставляя его с кем-то, кому малыш доверяет. Он учится засыпать на дневной сон без груди, без мамы. Этот опыт ему необходим, чтобы понять, что мир многовариантен — есть мама с титей, есть папа без тити; есть мамино молочко, и есть много других «вкусностей». Понемногу кормящая мама включается в жизнь общества, она может выйти на работу, после года и на полный день, сохраняя вечерние, ночные и подутренние кормления. Если мама спит вместе с малышом, и умеет кормить лежа в удобной позе, проблем с ночными сосаниями, как правило, не возникает. У ребёнка иногда могут быть периоды очень активных ночных сосаний, обычно это реакция на внешние источники, которые не поддаются нашему контролю: полнолуние, перемена атмосферного давления, а также активно растущие зубки.

Ребёнку старше года мама может иногда давать грудь не сразу, и предлагать вместо груди что-то взамен — другие интересные занятия или другое «что-то вкусное». Такое бывает допустимо и оправдано, только если мама в данный момент занята, а малыш просит грудь «от нечего делать». Причины такого отказа должны быть ребёнку понятны — мама занята «вот этим делом». Также можно отказать в прикладывании, например, в общественном месте. Однако, если ребёнок заплакал, напуган, обижен, ударился или хочет спать, и ожидает от мамы помощи в виде прикладывания к её груди, она не должна ему в этом отказывать или отвлекать его какой-то игрушкой! Часто малыш пользуется случаем для сосания, когда мама сидит у телевизора или у телефона... В итоге в сутки получаются всё те же 12 и более прикладываний, из них 4-6 полноценных кормлений и 8-12 кратковременных прикладываний по разным причинам. Конечно, мама не должна считать прикладывания. Она должна знать и чувствовать потребности своего ребёнка и своевременно их удовлетворять, вводя некоторые разумные ограничения по мере взросления ребёнка.

Если мама говорит, что в год у ребёнка сохранились 1-2 прикладывания в сутки, то кормление по требованию здесь отсутствует. Зато есть большой объём введенного прикорма и ограничения в сосании, которые малыш принял, как правильные. Такой ребёнок будет искать варианты общения с другим предметом — с пустышкой, со своим пальчиком, или засыпать в обнимку с плюшевым мишкой, а тот и вовсе в одиночестве: как мама научила... Постепенно формирующиеся привязанности ребёнка к пустышке и мягкой игрушке мама склонна рассматривать, скорее, как наивную детскую причуду, а не как признак обделённости вниманием малыша, который вынужден липнуть к неодушевленному предмету, заменяющему ему общение с родной матерью.

Если мама решит исправить ситуацию и наладить естественный процесс,
она сможет это сделать!

Исправив допущенные ошибки и прикладывая ребёнка к груди по своему требованию.

Бывает и обратная, не менее распространённая ситуация: маме не с кем оставить своего полуторагодовалого малыша, и она находится с ним целый день. Малыш, генетически ожидая ухода мамы из дома, сосёт «впрок, пока дают», его бывает очень сложно отвлечь от груди. Мама устаёт частых сосаний и от того, что совершенно не понимает поведения своего чада... Поэтому, если мама работает, или у неё есть помощники и возможность оставлять малыша с ними, то в паре «мама+грудничок» недопонимания почти никогда не возникают.

Мама не должна предлагать грудь в те моменты, когда хочет отвлечь малыша от какого-то занятия, с её точки зрения, не подходящего в данный момент. Ребёнка надо переключать не на сосание груди, а на другое занятие. Редко мамы так делают, т.к. дать грудь проще, чем найти малышу альтернативу. В итоге получается, что мама очень часто дает грудь в тех ситуациях, когда нужно просто изменить нежелательное поведение ребёнка, а изменять нежелательное поведение ребёнка иногда приходится 10 раз в день, если не 20...

Ребёнок, умеющий ходить, бегать, ползать по маме, может «присасываться» в самых невероятных позах. И здесь мама должна поведение ребёнка контролировать и ориентироваться на свои личные ощущения и удобства. Если эта поза ей не очень удобна, то она может её изменить. Если маме неприятны «игры со свободной грудью» — покручивание и пощипывание соска, она может запретить ребёнку это делать, переключая малыша на складку одежды или что-то другое (свои пальцы, бусы для кормленияи т.п.). Нельзя откладывать ограничение в таком вопросе «на потом». «Я подумаю об этом завтра» здесь совершенно не подходит!

Малыш начинает выдвигать свои требования по смене груди. В один «заход» он может сменить грудь несколько раз, прикладываясь к каждой на полминуты. Такое поведение характерно для грудника, вошедшего во вкус сосания, и полностью освоившего навыки грудного вскармливания. Ребёнок не должен сам доставать грудь из маминой одежды. Он может показать, что она ему нужна. Доставать грудь должна мама, потому что если разрешать ребёнку это делать, в ситуации, в которой это не удобно, запретить не получится без скандала, это с одной стороны. А с другой стороны, это мамин предмет и она сама должна распоряжаться им.

Кроме того, мама ребёнка старше года может иногда ограничивать время сосания груди. Когда малыш заснул, вдоволь насосавшись, и просто держит грудь во рту, можно попробовать аккуратно её забрать, вставив свой мизинец в уголок рта малышу. Возможно, это будет удачно не всегда и не сразу. У мам грудничков в конце второго, на третьем (на четвертом) году кормления это получается почти всегда. Также можно ограничивать время сосания и при бодрствовании ребёнка. В таком возрасте продолжительность сосания груди носит, скорее, символический характер. Нет необходимости всегда дожидаться, пока сам ребёнок отпустит грудь. После 2-2,5 (иногда после 3-х) лет остаются только ночные кормления, а днём малыш уже не очень-то и нуждается в прикладываниях.

Организуя таким образом свои взаимоотношения с малышом-грудничком, кормящая мама и её малыш получат максимум положительных эмоций от грудного вскармливания, и не будут испытывать трудностей в общении друг с другом в дальнейшем.

Контроль поведения ребёнка у груди — один из основных элементов материнского поведения. Если мама об этом знает, обучает ребёнка и действует правильно, у малыша постепенно формируется уверенность, что он абсолютно защищён и у него в жизни всё будет хорошо.



Галина Елтонская, научный руководитель Центра «Мамин Дом».
Идея Лилии Казаковой.
Статья написана для журнала «Дети», г.Новосибирск


Полезная информация? Скопируйте к себе на страницу. Так вы поможете другим людям получить интересную информацию из надежного источника. Спасибо вам! :)

В офисе Центра «Мамин Дом» проходят курсы лекций
для беременных и мам с детьми.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить